История сильной девушки, которая ходит в горы и бегает марафоны/
20-летняя екатеринбурженка Олеся Шергина совершила восхождение на Эльбрус. Это уже вторая гора, на вершину которой она поднялась: два года назад ей покорился Арарат. А еще совсем недавно Олеся пробежала 10 километров на марафоне «Европа-Азия». Всё это она сумела сделать вопреки врожденной патологии развития кисти и стопы. Рассказываем историю этой хрупкой на вид, но очень сильной девушки.
«Был риск, что я не выживу»
На правой кисти Олеси только один — большой — палец. Не хватает пальцев и на правой стопе. Девочка родилась такой.
«Эта патология не генетическая и не передается по наследству. Всё это произошло из-за того, что мама заболела ОРВИ на 12-й неделе беременности. Заболела очень сильно, как раз когда мой организм только формировался. У нее была температура под 40. Был риск, что я не выживу, и мама тоже», — поделилась Олеся.
«Я не представляю, какой это был шок для них. Мне сейчас 20, и, наверное, мне было бы тяжело с таким ребенком. Но они никогда не говорили, что я как-то отличаюсь. Мне никогда не делали поблажек. Если я чего-то не могла, мне всегда говорили: „Придумай, как сделать“. Благодаря такому воспитанию я с детства не видела разницы между собой и другими детьми. Никогда не сталкивалась с оскорблениями и буллингом», — рассказала Олеся.
Она спокойно относится к шуткам про свое здоровье, и даже сама может посмеяться над этим. Поскольку здоровая рука у нее левая, ей пришлось переучиться и стать левшой.
«Мой самый большой страх»
Олесю всю жизнь преследует страх остаться недееспособной. Больше всего она боится лишиться возможности ходить.
«Из-за того, что на одну ногу нагрузка больше, опора идет неравномерно. Мой самый большой страх — годам к сорока очень сильно истощить свой организм», — призналась девушка.
Благодаря своему страху она и пошла в горы. На первое восхождение Олеся решилась через полтора года после операции на ногу. Целый год после этого девушка сидела дома и только за шесть месяцев до поездки начала ходить сама. Подъем на Арарат она называет своим курсом реабилитации.
«Он мне помог, потому что до этого ногу было разработать достаточно трудно. Когда я вернулась, то заметила, что мне стало легче ходить на длинные расстояния», — отметила Олеся.
«Зрелище было впечатляющим»
Спустя два года после восхождения на Арарат уралочка решилась подняться на Эльбрус. Она приехала туда вместе с группой в середине июля.
Подготовку к восхождению Олеся начала с прогулок по Приэльбрусью. Несколько дней ушло на акклиматизацию. Сначала екатеринбурженка поднялась на гору Чегет, высота которой 3769 метра, чтобы постепенно подготовить организм к набору высоты. Восхождение заняло около четырех часов.
«Поскольку там каменистая местность, идти было вполне удобно. Плохо мне не было, правда, я немного зевала из-за недостатка кислорода», — поделилась впечатлениями Олеся.
На следующий день началась подготовка к Эльбрусу. Группа двое суток жила в лагере на высоте и совершала тренировочные подъемы.
Взойти на саму вершину с первого раза не удалось — помешал очень сильный ветер.
«Я была привязана к эмчеэсовцу, большому взрослому мужчине, но меня три раза снесло, и я повисла. Он даже на колени падал от сильного ветра. Тогда наш гид решил, что мы развернемся. Мы почти дошли до середины пути, но смысла идти дальше уже не было», — вспомнила Олеся.
До завершения поездки оставался всего один день, поэтому времени на отдых и восстановление перед второй попыткой практически не было. Гид задал Олесе всего один вопрос: «Пойдешь?» — и она, конечно, согласилась. А потом отправилась отсыпаться, чтобы набраться сил.
Олеся призналась, что не испугалась даже после рискованной попытки и возвращения:
«Я не боялась восходить второй раз. Только когда мы ночью проснулись и выезжали, появились опасения, что опять поднимется сильный ветер и придется развернуться. Тогда два дня были бы насмарку».
Но во второй раз всё обошлось. Ветер был, но уже не такой сильный. После достижения отметки в 5400 метров Олеся почувствовала себя плохо из-за проблем с сердцем, но благодаря небольшой передышке это прошло.
На рассвете перед группой показалась вершина Эльбруса.
«Там такая длинная дорога — снег, лед и вершина. И всё это на рассветном солнце. Зрелище было, конечно, впечатляющим», — запомнила молодая альпинистка.
Следующая цель — Килиманджаро
Идя по этой дороге к вершине Эльбруса, Олеся расплакалась.
«Я просто думала о том, что наконец-то это произошло. Я мечтала об этом еще с Арарата. Когда была покорена одна вершина, я решила, что хочу взять и вторую, тем более Эльбрус. Кавказ — мое любимое место, — поделилась Олеся. — Я была очень счастлива, плакала, когда дошла до вершины, а на самой вершине 15 минут просто лежала и отдыхала, наслаждаясь видами».
Следующая гора, на которой хочет побывать Олеся, — главная африканская вершина Килиманджаро (она немного выше Эльбруса, 5895 метров). Также в планах у девушки — покорить Пик Ленина на границе Кыргызстана и Таджикистана (его высота и вовсе 7134 метра), но это уже более продвинутый уровень.
«Бегаем ради ребят»
Горы для Олеси — не единственный способ сбежать от своего страха. Всего через несколько дней после возращения с Эльбруса она приняла участие в марафоне «Европа-Азия». На нем екатеринбурженка вместе с другими ребятами из благотворительного фонда «Жизнь в движении» пробежала десять километров.
Это уже не первый подобный опыт. Ранее девушка участвовала в Московском и Казанском марафонах. Самый первый забег дался Олесе нелегко.
Но каждая следующая гонка проходила всё легче. Десять километров на последнем забеге девушка преодолела за 1 час 17 минут.
«"Европа-Азия» далась мне легко по сравнению с другими марафонами, я реже уставала и почти не переходила на шаг», — поделилась Олеся после финиша.
На вопрос о том, что для нее сложнее — подняться на вершину самой высокой горы России или пробежать десять километров, спортсменка выбрала второй вариант. Она отметила, что ей не хватает выносливости и тяжело держать дыхание долгое время.
«Мы бегаем ради ребят из нашего фонда. На марафонах собираем деньги на протезирование. Например, сейчас мы закрыли сбор на протез для Ильи, у него одна нога сильно короче другой. Он очень хороший человек, я познакомилась с ним в скальном лагере», — рассказала Олеся.
Помогать другим ребятам — не единственная мотивация для девушки. Вернувшись к обычной жизни после длительного нахождения взаперти в своей комнате, она стала больше ценить возможность ходить, бегать и вообще двигаться. «Для меня это важно», — говорит екатеринбурженка.
Любовь к активному отдыху у нее — от родителей. В детстве они всей семьей часто ездили с палатками на озера.
«Мама рассказывала, что, когда мне был месяц, они взяли меня с собой в поход. С детства мне заложили любовь к природе. Кстати, мое имя переводится как „девушка из леса“», — отметила Олеся.
«Я приспособилась»
Все свои активности екатеринбурженка успевает совмещать с учебой и работой. Ей остался последний курс в колледже при Горном университете, после чего она собирается продолжить учебу в вузе. Работает Олеся экологом-технологом в лаборатории. Эту профессию она выбрала, потому что ее всегда беспокоила защита окружающей среды.
Олеся уже привыкла к тому, что здоровая рука у нее только одна. Протез есть (его сделали в протезном центре при фонде), но он помогает выполнять только самые простые манипуляции.
«Первое время в лаборатории мне было очень неудобно работать с пробирками. Нужны две руки, чтобы держать их и заливать раствор, — рассказала Олеся. — Но я приспособилась: чаще ставлю пробирки на штатив, а когда я их мою, то прислоняю к чему-либо, так для меня проще».
В будущем девушка мечтает написать кандидатскую работу по химии или экологии.



