Накануне дня благотворителя в редакции «КП» встретились неравнодушные люди, чтобы обсудить, кто и чем сегодня помогает ближнему
13 апреля в России отметили очередной День мецената и благотворителя. Торжество пока не признано на официальном уровне. Но оба явления прочно укоренились в национальном культурном коде, поэтому праздник имеет широкое общественное значение. Он посвящен людям и организациям, которые поддерживают науку, культуру, искусство, спорт и социальные проекты.
Накануне праздника в офисе медиагруппы «Комсомольская правда» за круглым столом собрались представители различных ведомств и НКО, чтобы поговорить о последних веяниях в своем секторе. Публикуем избранные цитаты спикеров, из которых вырисовывается общая картина ситуации. Посмотреть полную запись выступлений можно в наших соцсетях.
ПРЕКРАСНЫЕ ЛЮДИ
В первой части круглого стола говорили в целом о трендах и ситуации в этой сфере. Беседу открыла член Общественной палаты Российской Федерации Екатерина Фрыгина:
«Еще 20 лет назад некоммерческий сектор не был сформирован: был представлен общественниками, людьми идейными. В основном, они оказывали социальную помощь и поддержку, в большей степени гуманитарную. Сегодня сектор здорово развивается. Меры поддержки, которые оказывают некоммерческие организации, сильно расширились. Есть реакция на те вызовы, которые происходят в нашем обществе и стране».
Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров:
«Сегодня меняются формы финансового участия в благотворительности. Милостыню мы даем реже, чем прежде. Зато чаще поддерживаем системную благотворительность. Человек активного трудоспособного возраста — главный донор благотворительных организаций. Предпочитают жертвовать деньги те, кто много работает, у кого эти деньги есть».
Эксперт по фандрайзингу и благотворительности Наталья Шмонина:
«Если говорить о выдающихся проектах [некоммерческого сектора], для меня это тот, который закрывает потребности трех ключевых групп клиентов. Первая — благополучатели, ради кого мы делаем проект. Вторая — партнеры, которые финансируют проект, поддерживают начинание. И третья — сотрудники. Если какая-то из этих частей “западает”, то в категорию выдающихся проектов нам уже сложнее попасть».
Зампред ассоциации «Добро.РФ» Татьяна Константинова:
«Уверена, что участие в жизни общества, вкладывание сил — может быть прекрасным социальным лифтом. Для добровольцев довольно много делается с точки зрения инфраструктуры и организации мероприятий. Твое дело — прийти и поучаствовать. Когда человек заходит в эту тему, он смотрит на сообщество, в которое вовлекается. И зачастую находит там прекрасных людей, которые мыслят с ним одинаково».
Директор благотворительного фонда «Жизнь в Движении» Мария Рафалович:
«Когда ты ведешь диалог с бизнесом, важно настроиться на человека, почувствовать, что хотел бы он. Потому что, когда слышат “благотворительность”, сразу подразумевают “дайте денег”. Я всегда партнерам говорю: давайте что-то придумывать вместе. И это показывает невероятные результаты».
Директор фонда целевого капитала «Наш Норильск» Анна Макуха:
«Адресная помощь некоммерческим организациям дает немедленный результат, но если пожертвования прекратятся, НКО не сможет полноценно функционировать дальше. Наладить работу в долгосрочной перспективе помогают фонды целевого капитала – эндаументы. Вкладывая средства в эндаументы НКО, бизнес обеспечивает им стабильное финансирование, а себе – дополнительное позиционирование».
ЛЮДИ ОТЗЫВАЮТСЯ
Вторую секцию круглого стола посвятили экономике добрых дел. Приветственное слово гостям сказала заместитель гендиректора медиагруппы «Комсомольская правда» Гюзяль Хисямутдинова:
«Социальные проекты – важная часть корпоративной культуры для самого разного бизнеса. Это способ взаимодействия с сотрудниками, способ позиционирования себя на рынке, отношение к бренду работодателя через большую совместную миссию».
Заместитель генерального директора холдинг S8 Capital (в который входит распространитель гослотерей) Екатерина Тутон:
«Лотереи исторически использовались как инструмент для решения социальных и государственных задач, сбора средств на благие дела и общественные нужды. Сегодня эти традиции продолжаются. Компания много лет инвестирует в это направление, оказывая поддержку проектам, направленных на благотворительность, развитие спорта и спонсорство. Только в рамках конкурса грантов для НКО с 2021 года около 27 проектов получили помощь от «Столото», было направлено более 13 миллионов рублей».
Гендиректор «Совкомбанк Технологии» Вячеслав Литовченко:
«Два года назад мы запустили проект “Технологии добра”, предоставляя некоммерческим организациям бесплатный доступ к банковским продуктам и сервисам наших партнеров. В 2024 году каждый рубль, вложенный Совкомбанком и партнерами, принес шестикратную отдачу в виде социальной пользы. Мы стали эффективным мостом между благотворителями и теми, кто нуждается в поддержке».
Основатель краудфандинговой экосистемы Planeta.ru Федор Мурачковский:
«Краудфандинг в России становится мощным инструментом социальных изменений, объединяя людей и помогая социальным предпринимателям и благотворительным проектам привлекать ресурсы для решения важных задач. Только в 2024 году на краудфандинговой платформе в этих сферах собрано свыше 31 млн рублей».
Сооснователь инклюзивного проекта Everland Елена Мартынова:
«Работаем по модели социального предпринимательства: создаем рабочие места, делаем доступные услуги. Инклюзия создает включенность каждого в экономику. Много времени посвящаем в своей работе бизнесу. Люди с инвалидностью как и все хотят получать свои услуги, быть читателями газет, слушать радио, ходить в банки, быть жертвователями и меценатами или пользоваться какими-то другими сервисами».
Заместитель председателя Национального совета по корпоративному волонтерству (НСКВ) Анна Бушлякова:
«Показатели развития корпоративного волонтерства в компаниях стали метрикой, которая вошла в рекомендации по нефинансовой отчетности. От бизнеса ожидается в числе других «факторов заботы» о благополучии общества и коллектива, предоставление возможности сотрудникам заниматься волонтерством и организация этого процесса. Уже более 17 % сотрудников компаний, входящих в НСКВ, являются волонтерами».
Руководитель комитета по информационной безопасности АРБ Андрей Федорец во время своего выступления еще раз напомнил базовые правила “цифровой гигиены”, которые надо соблюдать, потому, что обилие кибермошенничеств в России за последние годы, заставляет людей быть более осторожными в том числе и при участии в благотворительных начинаниях.
«Есть два аспекта, которые мы постоянно должны принимать во внимание. Благотворитель должен быть внимательным в обращении со своими деньгами, никому и нигде не передавать свои данные, тем более коды из SMS. Второй аспект противоположный: человек должен быть уверен, что жертвует именно тем, кому хочет пожертвовать».